Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является ФГОС, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Сегодня педагог имеет дело с индивидуальным развитием личности, самостоятельным поиском в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи. Это обусловило широкое введение в образовательных организациях методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
И наша школа, конечно же, не является исключением. В начальной школе организована внеурочная деятельность в целях становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Часы спланированы с учетом запроса и реализуются по выбору учащихся и родителей.
Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Так по программе Школа России мини-проекты включены в учебный цикл по всем предметам. В современных условиях исследовательская деятельность является инструментом повышения качества образования.
При организации проектно-исследовательской деятельности учителя начальной школы учитывают возрастные особенности учащихся. Темы учебных проектов и исследований выбираются в области познавательных интересов младшего школьника, из любой содержательной области и близки пониманию ребенка. Темы предлагает как учитель, так и сами обучающиеся. Интерес к проектно-исследовательской деятельности и посильность работы во многом определяют успех.
Учебный проект предоставляет ребенку возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
На уровне начального общего образования при организации проектно-исследовательской деятельности учителя начальных классов:
- развивают индивидуальные наклонности и способности ребенка.
- ориентируются в ходе урочно-внеурочных занятий больше на процесс исследовательского поиска.
- учат детей выявлять связи между учебными предметами, событиями и явлениями.
- формируют у детей культуру умственного труда, способности добывать информацию и знания, умения анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию.
- оценивая, мы помним, что лучше похвалить ни за что, чем ни за что
критиковать.
Для обучающихся 1-4 классов организуется проектная или исследовательская деятельность как индивидуально, так и в групповых формах для освоения коммуникативных навыков. В процессе работы над темой проводятся прогулки-наблюдения, соц.опросы, работа с различными текстовыми источниками информации.
В зависимости от уровня полученных результатов ребятам предоставляется возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками и педагогами или для широкой общественности с приглашением обучающихся, родителей, педагогов и администрации школы.
Обучающиеся с 1 по 4 классы уже не первый год принимают активное участие в городской конференции учебно-исследовательских работ «Завтра начинается сегодня», которая имеет насыщенную программу
Все проекты распределяются на четыре предметные секции:
«Удивительное в природе»
«ОТКРЫВАЯ НЕВЕДОМОЕ»
«МИР УВЛЕЧЕНИЙ»
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Проекты наших ребят принимали участие во всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ учеников начальных классов и заняли достойные места.
ФГОС НОО и проектно-исследовательская деятельность школьников помогают не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями и новыми видами деятельности.
|